РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ДУХОВНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ УРОКИ ФЕВРАЛЯ 1917 И ДЕКАБРЯ 1991

Сергей Николаевич Бабурин

Выступление 10 февраля 2017 года на Иринарховских чтениях, Борисоглеб Ярославской области

Для меня высокая честь и большое счастье выступать сегодня в ходе Иринарховских чтений, среди создателей и организаторов которых Мы собрались в дни, когда либерально настроенная публика с придыханием восторгается столетним юбилеем буржуазно-демократической революции 1917 года в России. А есть ли предмет празднования, есть ли повод для радости?. А тут ещё недавно отшумевшее декабрьское празднование 25-летия Содружества Независимых Государств. Давай те задумаемся, о чем же в обоих случаях идет речь.

Февраль 1917. Российский император Николай II принужден отречься от престола за себя и своего сына. На следующий день отказался принять императорскую корону его брат Михаил, запросивший согласия Учредительного собрания. Россию пустили вразнос: страну стал разрывать на части неведомый ранее сепаратизм, в краткий срок обвалился фронт, была деморализована армия, начался паралич экономической жизни. 1 сентября 1917 года, не дожидаясь Учредительного собрания, Временное правительство А.Керенского своим решением «упразднило» Империю и провозгласило Россию республикой. Защитники Империи объявлены «черносотенцами», их преследуют вначале «белые», потом и «красные».

Декабрь 1991. Убран с мировой сцены Советский Союз. Акту «беловежского итога» предшествовали несколько лет проводимых сверху демонтажа внутреннего единства общества, воссоздания давно не существовавших национальных движений с последующим разжиганием сепаратизма, дискредитации армии и всех сторонников единой страны. На возродившееся русское национально-патриотическое движение тут же наклеили фальшивый и оскорбительный ярлык «красно-коричневых».

Что общего между этими событиями?

Дважды за столетие Русскую цивилизацию толкнули в сторону небытия, разрушили её государственную форму, под угрозой оказался сам её духовно-нравственный стержень. Способствовали тому бездарность верхов и нравственная слепота низов. Кроме того, если энтузиасты грезили идеалами буржуазно-демократической революции, то находившиеся в тени реалисты  знали, что за ширмой революции лишь скрыты демонтаж и разрушение страны. Не разобравшись с правдой о Феврале 1917, российское общество получило трагедию 1991 года.

Революционный захват власти большевиками, левыми эсерами и анархистами в Октябре 1917 во многом отразил социальную реакцию народа на хаос и развал Февраля. Не будем упрощать и вслед за профессиональными фальсификаторами прошлого кровавыми драмами гражданской войны 1918-1922 гг. прикрывать фиаско масонского заговора против России.

События Февраля 1917 года ныне пытаются облагородить и вмонтировать в концепцию единой Великой Русской революции. С точки зрения непрерывности истории это верно, но растворение Февраля в Октябре, само изображение свержения самодержавия в России подготовкой большевистского террора антиисторично. И цели, и движущие силы, и очень многое другое в тех событиях абсолютно различны. «Февральская революция не есть просто неудача, — напишет уже в эмиграции П.Б.Струве, —  а именно – исторический выкидыш со всеми чертами, присущими такого рода явлениям. И прославление этой революции есть либо вредное самообольщение, либо настоящий обман».

Нелепо винить большевиков в свержении Царя, начале рассыпания Империи на национальные государства, развале фронтов. Их близко не было тогда вблизи событий.

Смешение Февраля с Октябрем ведет к сокрытию истинных организаторов Февраля и разрушения страны, к полному затемнению того факта, что гражданскую войну в России начали предавшие Государя и Империю «февралисты», не пожелавшие мириться с перехватом власти большевиками и левыми эсерами.

Вопрос о Февральской революции, её героях и антигероях, её движущих силах, легендах и тайнах, имеет далеко не академический интерес. Февральский либерально-буржуазный эксперимент, игнорировавший цивилизационную сущность России, был прекращен Октябрем 1917, заменившим его на эксперимент коммунистический. Но уже к началу ХХ века в России было разрушено национально-государственное духовное единение, общество вступило в эпоху господства социальных химер, которые овладели умами подавляющей части интеллектуальной элиты[1].

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая 1 ноября 2016 года на ХХ Всемирном Русском Народном Соборе, не случайно напомнил, что «слепое перенесение на русскую почву чуждых мировоззренческих моделей и политических образцов, без учета национальной специфики и духовно-нравственного контекста, нередко, а лучше сказать, что почти всегда приводило к масштабным потрясениям и трагедиям»[2]. Усиленно насаждаемый на русской почве уже второе столетие европейский либерализм с его циничным потребительством и забвением Божественного предназначения человека лишь убивает в нас русское, точнее, истинно человеческое.

В самом начале 2016 года произошло событие, которое знаменует начало новой эпохи человеческой истории. 12 февраля 2016 г. в Гаване впервые за всю историю христианства встретились Папа Римский и Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Папа Франциск и Патриарх Кирилл по итогам встречи подписали Совместное заявление, суть которого выражена в словах п. 28 Заявления: «Этот мир, в котором стремительно подрываются духовные устои человеческого бытия, ждет от нас сильного христианского свидетельства во всех областях личной и общественной жизни»[3].

Предстоятели Христианства подчеркнули, что Европа остро нуждается в верности своим христианским корням, дабы она смогла сохранить «свою душу, сформированную двухтысячелетней историей»[4]. Как тут не вспомнить, что в проекте Европейской конституции 2004, проваленном, к счастью, референдумами во Франции и Бельгии, о христианском прошлом Европы «толерантно» не упоминалось.

Видный болгарский славист Орлин Загоров говорит о неизбежности конфликта между западной и «остальными» цивилизациями, причиной которого «может быть не различная степень модерности, а различная степень порочности и отдаленности от гуманистической цивилизации»[5].

Решения Европейского суда по правам человека и Парламентской Ассамблеи Совета Европы о равноправии однополых семей и неприкосновенности «нетрадиционного» отношения к людям и обществу вывернули европейскую мораль наизнанку. Не случайно первосвященники двух основных Церквей Христианства вынуждены ныне в своем Совместном заявлении подчеркивать то, что для Русской цивилизации изначально является внутренней чертой: «Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак – это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественной жизни»[6].

Печально, но идеология бесовского нигилизма закреплена, к сожалению, даже в Конституции Российской Федерации 1993 года. «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13 Конституции РФ). Конституционно закреплены однозначные приоритеты неолиберализма: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ).

Гарантии прав и свобод человека – это важно. Но не достаточно. Х Всемирный русский народный собор в 2006 принял Декларацию о правах и достоинстве человека, подтвердив ключевой принцип: «Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. …Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью».

Декларация особо напомнила, что существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Такие как вера, нравственность, святыни, Отечество[7]. К сожалению, нынешнее российское государство, все без исключения парламентские политические партии, до сих пор не обращают внимания на этот призыв православной общественности.

Из омута Февраля 1917 и последовавшего за ней космополитического террора Россия выбиралась два поколения, когда в недрах СССР с отказом от идеологии военного коммунизма и троцкизма стала исподволь, противоречиво, тяжело, но неумолимо пробуждаться Святая Русь, к концу ХХ века окончательно «переварив» марксизм. Однако, многовековые недруги не могли смириться с возможным возвращением Исторической России. Открытую общеевропейскую войну против России и Славянского мира в 1938-1945 они проиграли. Холодную войну 1949-1975 тоже не выиграли. События в СССР перед и после 1991 стали ничем иным, как успешно подготовленным и выполненным реваншем Февраля 1917.

Что дальше? Либерализм, просуществовавший в 1917 полгода, закончился для народов России гражданской войной, утратой человеческих и территориальных ресурсов. Неолибералы ныне правят Россией уже 25 лет: русские – разделенный народ, историческая Россия утратила добрую треть своего пространства, демографическая ситуация смертоносна, за ширмой инновационного развития идет системная деградация страны… Более того, идет агрессивная пропаганда секулярного общества, которое стремится захватить власть не только в политическом смысле, но, главное, контролировать умы людей, их чувства и привязанности[8].

Русские не схватили в ходе тех давних событий сути Февраля 1917, не доглядели за Октябрем, жили как в дурмане в 1991. Да, ныне любовь к Родине вновь в почёте, патриотизм даже официально приветствуется. Но когда проекты грядущего нам, как и прежде, рисуют фанатики неолиберализма, до нового светлого будущего народ может и не дожить. Уроки 1917 и 1991 остаются невыученными. Между тем, время очередного экзамена уже наступило.

 

[1] Боханов А.Н. Российская Империя. Образ и смысл. – М.: Издательство «ФИВ», 2012. – С. 514-515.

[2] Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступление на ХХ Всемирном Русском Народном Соборе, 1 ноября 2016 года  // http://www.vrns.ru/news/4234  (Обращение 7.02.2017 г.).

[3] Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего патриарха Кирилла // Славяне. Журнал международной Славянской академии. 2016, весна. С. 9.

[4] Там же. С. 8.

[5] Орлин Загоров. Славянская духовность европейской мечты /пер. с болг. – София: Славянское общество в Болгарии, 2013. – С. 43.

[6] Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего патриарха Кирилла // Славяне. Журнал международной Славянской академии. 2016, весна. С. 9.

[7] Декларация о правах и достоинстве человека Х Всемирного Русского Народного Собора, 6 апреля 2006 г. // http://www.patriarchia.ru/db/text/103235.html (обращение 7.02.2017 г.).

[8] См.: Священник Роман Багдасаров. Традиционная нравственность как основной механизм обеспечения устойч: конституционно-правовые и богословские проблемы. Материалы VI Международной научной конференции, посвященной 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского / Под ред. С.Н. Бабурина и А.М. Осавелюка. – М.: Книжный мир, Европейский институт JUSTO, 2015. – С. 73-79.

1 views
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...