Проблемы Южно-Китайского моря – взгляд из Москвы

 

В Москве, в здании Международной Ассоциации фондов мира, что на Пречистинке, 10, состоялась научная конференция: “Южно-Китайское море — правовые пути к миру и стабильности”. В ней приняли участие видные российские ученые, специалисты в области международного права, эксперты по Юго-Восточной Азии, журналисты-международники, представители общественных организаций. Дискуссию открыл первый вице-президент Международной ассоциации фондов мира Сергей Бабурин.

С основным докладом выступил секретарь Исполкома МАФМ, генеральный секретарь Международного Института Мира в Вене Григорий Локшин.

Он отметил, что Южно-Китайское море является кратчайшим путем из Индийского океана в Тихий. Его экономическое, геополитическое и геостратегическое значение исключительно велико. Здесь проходит одна из наиболее напряженных мировых судоходных трасс.

Около половины мирового тоннажа ежегодных морских торговых перевозок. Велико значение и его богатейших ресурсов рыбы и морепродуктов, а также открытых и предполагаемых месторождений углеводородов.

Однако события на Ближнем Востоке, вспышка международного терроризма и проблемы миграции заслонили от внимания международной общественности опасную эскалации ситуации, сложившуюся в Южно-Китайском море.

Территориальные противоречия в ЮКМ вышли далеко за рамки споров прибрежных государств. Это делает риск возникновения здесь крайне опасного конфликта вполне реальным, что имеет немало важное значение и для интересов России.

Уже многие годы спор идет по трем главным вопросам: разграничение исключительных экономических зон и континентального шельфа; суверенитет над островами; свобода навигации и воздушных коммуникаций.

Все участники спора подписали и ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., которая четко определяет права прибрежных государств.

Однако правовой спор между прибрежными странами и Китам снова разгорелся в 2009 году.

Дело дошло до того, что Постоянным арбитражным судом в Гааге 12 июля 2016 года был вынесен вердикт, который привлек большое внимание мировой общественности к тревожной сути конфликта.

Значение вердикта ПСА заключается в том, что он дал ясное толкование норм UNCLOS, а также всех других интересующих стороны вопросов на основе международного права.

Он стал предпосылкой и правовой основой для того, чтобы заинтересованные стороны в регионе продолжили диалог и сотрудничество в будущем.

Тот факт, что авторитетный международный суд категорически отверг явно чрезмерные притязания Китая в ЮКМ внушает оптимизм в общественное мнение малых и средних государств ЮВА, которым он дает правовые инструменты для отстаивания своих законных прав в спорных районах моря.

Отказ от репутации Китая, особенно в период его грандиозных планов строительства ОВОR (Шелкового пути XXI века).

Проблема суверенитета над островами и богатствами континентального шельфа на данном этапе кажется неразрешимой. Ясно только то, что военного решения он не имеет.

Президент СРВ Чан Дай Куанг, выступая 30 августа в Сингапуре говорил: «Если допустить дальнейшую дестабилизацию в регионе, о тем более вооруженный конфликт, то в нем не будет ни победителей, ни побеждённых, а проиграют все».

Сохранение статус-кво в условиях мира, без давления и угрозы применения силы, совместное освоение и эксплуатация ресурсов в определенных по договоренности районах и наращивание сотрудничества в рамках обязывающего Кодекса, если и когда он будет всё-таки принят, могло бы удовлетворить все претендующие стороны.

Участники Круглого стола всесторонне обсудили ситуацию в регионе и выразили надежду, что споры в ЮКМ должны решаться самими заинтересованными странами мирно, без применения силы или угрозы силой, путем переговоров и без всякого вмешательства вне региональных государств.

Эта позиция четко выражена в ряде важнейших совместных заявлений высших руководителей России и Вьетнама. В них четко сказано, что споры в ЮКМ должны решаться на основе норм международного права, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.

Территориальные споры в ЮКМ совершенно не отвечают интересам России. Прежде всего, потому, что Китай и Вьетнам являются нашими стратегическими партнерами. В нынешней международной обстановке отношения дружбы и всестороннего сотрудничества с ними приобретают ещё большее значение.

В этой связи Россия, прежде всего, и больше других заинтересована в мирном разрешении споров, возникших между Китаем и Вьетнамом, чему она по мере возможности всемерно содействует.

Россия неизменно исходит из того, что споры в ЮКМ должны решаться самими заинтересованными странами мирно, без применения силы или угрозы силой, путем переговоров и без всякого вмешательства вне региональных государств.

Эта позиция четко выражена в ряде важнейших совместных заявлений высших руководителей России и Вьетнама. В них четко сказано, что споры в ЮКМ должны решаться на основе норм международного права, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.

На Востоке с древнейших времен известно: какова бы ни была проблема, её следует терпеливо решать путем переговоров и компромиссов. Важно не загонять оппонента в угол, а давать ему выход из неприятной ситуации без потери лица.

В выступлениях была подчеркнута всемерная необходимость мобилизации научного и экспертного сообщества, а также народной дипломатии, которая не раз доказывала свою эффективность в деле сохранения мира и стабильности и разрешения различных международных конфликтов.

Участники круглого стола выразили уверенность в том что никакие различия в понимании значения вердикта ПСА не повлияют на дальнейшее развитие плодотворного сотрудничества и дружбы наших народов.

Источник: bipmir.ru

123 views
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...