СОВРЕМЕННАЯ ГРАНИЦА МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ В ЗЕРКАЛЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА, ЗАКОННОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ

С.Н.Бабурин,

Президент Международной Славянской Академии,

главный научный сотрудник ИСПИ РАН,

доктор юридических наук, профессор

 

70 лет назад, 2 сентября 1945 года завершилась самая кровопролитная война в истории человечества, по праву названная Второй мировой. Она завершилась на Тихом океане безоговорочной капитуляцией Японии перед вооруженными силами США, Великобритании, СССР и их союзников.

Чему научилось человечество за период, прошедший после Мировой войны? Стал ли мир безопаснее, а мировой порядок справедливее?

24 года назад, в октябре 1991 года мне довелось впервые прилететь на Сахалин и Курилы, чтобы вместе с тогдашним губернатором Сахалинской области В.П.Федоровым сорвать планы группы продажных советских и российских политиков по передаче южных Курил Японии. В момент обрушения СССР, когда М.С.Горбачев якобы уже ничего не мог, а Б.Н.Ельцин якобы ещё ничего не мог, Россия потеряла бы часть своей территории, обретенной Советским Союзом как державой-победительницей во Второй мировой войне. Это была реальная попытка ревизии итогов Мировой войны, начало нового, однополярного мирового порядка.

Ещё С.А.Муромцев отмечал конкретно-историческое содержание правового порядка,  характеризуя его как «совокупность прав, существующих в данное время в данном обществе»[1]. В содержание мирового порядка Бурлацкий Ф.М. вкладывал понятия «нового экономического порядка, экологического, демографического и энергетического планирования и программирования развития на общепланетарном уровне»[2]. В основе же самой системы мирового порядка лежит отмеченная К.Х.Шахназаровым «совокупность доминирующих в международных отношениях политических принципов, правовых норм и условий экономического обмена»[3].

С 1945 г. мир между народами обеспечивался на основе принципов Ялтинско-Потсдамской системы мирового порядка, стержнем которой 45 лет было равновесие двух социально-экономических и военно-политических систем.

Применительно к итогам Второй мировой войны в 2015 году мы вынуждены отмечать нестабильность сложившегося на сегодняшний момент мирового порядка, которая нарастает в Европе, нарастает и у наших дальневосточных границ через реваншистские устремления традиционного тихоокеанского агрессора – Японии. В международных отношениях и ныне существует много территориальных споров, но для нас важно прежде всего то, что прямо затрагивает территорию России.

Япония официально требует от России передать ей часть южных Курильских о-вов общей площадью 8548,96 кв.км., в том числе:

а) два о-ва Большой Курильской гряды (8270 кв.км.): о. Итуруп, площадью 6720 кв.км;  о. Кунашир, площадью 1550 кв.км;

б) о-ва Малой Курильской гряды (278,96 кв.км): о. Шикотан, площадью 182 кв.км и острова Плоские, имеющие в Японии название Хабомаи, площадью 96,96 кв.км. Это о. Полонского (Тараку), о. Зеленый (Сибоцу), о. Юрий (Юри), о. Танфильева (Суйсе), о. Анучина (Акиюри), о. Сторожевой (Моисе), о. Сигнальный (Кайгара), о. Рифовый (Одоке), о-ва Демина (Харукаримосери).

Но территориальные претензии Японии к СССР, а ныне Российской Федерации – не инициатива самой Японии.

При ратификации 20 марта 1952 года договора о мире с Японией, подписанного в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года, Сенат США записал в своей резолюции:

“Сенат заявляет, что ничто, содержащееся в договоре, не должно умалять или нарушать в пользу Советского Союза права и интересы Японии или других союзных держав, как это определено в указанном договоре, в отношении Южного Сахалина и прилегающих к нему островов, Курильских островов, островов Хабомаи, острова Шикотан…, или передавать какое-либо право или преимущество, из него вытекающее, Советскому Союзу; а также ничто в указанном договоре… не подтверждает признания со стороны США никаких условий в отношении Советского Союза, содержащихся в так называемом “Ялтинском соглашении” по Японии от 11 февраля 1945 года”[4].

Более того, госсекретарь США Дж.Ф. Даллес, один из авторов мирного договора 1951 года, заявил через пять лет после него, что США оставят себе о-ва Рюкю, включая Окинаву, если Япония признает Курилы территорией СССР.

Между тем, весной 1945 года, добиваясь от СССР вступления в войну против Японии, именно руководители США и Великобритании гарантировали не только возвращение Советскому Союзу утраченных Россией в 1905 южной части о. Сахалин и всех прилегающих к ней островов, но и передачу Советскому Союзу Курильских о-вов[5].

Подписывая 11 февраля 1945 г. соответствующее тройственное соглашение в Ялте, США и Великобритания согласились, что эти претензии Советского Союза должны быть удовлетворены после победы над Японией без каких-либо условий.

Вскоре после завершения Второй мировой войны ситуация изменилась, Запад нацелился выиграть «холодную войну» против СССР (а генерал Дуглас Макартур призывал и к ядерной). США и их западные партнеры предпочли публично отречься от своих обязательств и сделать вид, что оказанная помощь Советского Союза в войне и тысячи погибших воинов Красной Армии в войне с Японией – это частное дело самого СССР.

Таковы евроатлантические политика и право. Была бы воля США, Курилы и Южный Сахалин давно стали бы тихоокеанским аналогом Святой земли и палестино-израильского вооруженного конфликта.

Существенный вопрос: почему Япония в 1945 году лишилась значительной части своей территории? И не в Курилах только дело.

После захвата в начале ХХ века Кореи, которая с 1910 г. официально  стала частью территории Японии, Япония распространила свои захватнические операции на Китай. Вслед за Ляодуньским полуострова она захватила в 1932 г. всю Маньчжурию, создав там марионеточное государство Маньчжоу-Го. С июля 1937 по конец 1938 г. захватила города Пекин, Шанхай, Нанкин, Кантон, Ухань и ряд других с прилегающими территориями. Реально именно эту агрессию в отношении Китая и следует считать началом Второй мировой войны. Под предлогом борьбы против коммунизма, Япония вводит свои войска во всё новые районы Северного Китая и Внутренней Монголии. Развязав войну с США, Япония захватывала один тихоокеанский архипелаг за другим.

Агрессия Японии всегда сопровождалась жестокостью и человеческими жертвами, заливая кровью захватываемые территории. Вплоть до того, что японские солдаты, по утверждению американского исследователя Э. Бивора, «рассматривали местных жителей как источник питания», при этом для японских военных «каннибализм был систематической военной стратегией»[6]. В 1948 году Токийский Международный военный трибунал покарал главных государственных руководителей милитаристской Японии за преступления против мира, преступления против человечности и массовые убийства. Семь обвиняемых были повешены, 16 человек приговорены к пожизненному заключению. В 1949 обвинительным приговором завершился Хабаровский процесс над японскими военными преступниками, создавшими и в экспериментальном порядке применившими бактериологическое оружие. Только победоносное шествие советской Красной Армии помешало Японии широко применить бактериологическое оружие против народов Антигитлеровской коалиции.

Итак, Япония была наказана международным сообществом за совершенные злодеяния и агрессивную внешнюю политику. Она – агрессор, проигравший войну и безоговорочно капитулировавший. Утратой многих территорий Япония наказана по заслугам.

В соответствии со ст.2 Сан-Францисского мирного договора от 8 сентября 1951 года Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий

на Корею, включая острова Квельпарт, порт Гамильтон и Дагелет;

на Формозу (Тайвань) и Пескадорские острова;

на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми она приобрела по Портсмутскому Договору от 5 сентября 1905 года;

на все свои подмандатные территории и многие другие территории и пространства.

Договор 1951 года в Сан-Франциско завершил официально мировую войну на Тихом океане от лица всей антигитлеровской коалиции.

При оценке территориальных притязаний Японии к Российской Федерации нет необходимости обращаться к договорам между Россией и Японией 1855 или 1875 годов, как и к любым иным, потому что акт безоговорочной капитуляции Японии от 2 сентября 1945 года обнулил все прошлые правооснования. Появились отношения победитель – побежденный. Если Япония настаивает, что договор 1951 года не имеет отношения к России (а в прошлом – к СССР), то в двусторонних отношениях мы возвращаемся к стадии японской капитуляции, когда Россия (СССР) – победитель, а Япония утратила суверенитета.

Юридически запутали ситуацию два более поздних документа: Советско-японская совместная декларация от 19 октября 1956 года и Совместное советско-японское заявление  от 18 апреля 1991 года.

С 12 декабря 1956 г., момента вступления в силу Совместной Декларации 1956 года после её ратификаций, состояние войны между СССР и Японией прекратилось, между ними восстановлены мир и добрососедские дружественные отношения. Именно благодаря Декларации 19 октября 1956 Япония была 18 декабря 1956 г. принята в члены ООН.  Более того, «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства» СССР согласился передать Японии (именно ПЕРЕДАТЬ, а не вернуть) находящиеся в составе его территории острова Хабомаи и остров Шикотан. Но – после заключения Мирного Договора между СССР и Японией[7].

Руководство СССР того времена и Н.С. Хрущёв лично пытались выиграть «холодную войну» внешнеполитическими уступками. Численность Вооруженных Сил СССР была сокращена в 1954-1959 гг. с 5,8 млн. чел. до 3,6 млн. чел.  В 1954 г. СССР отказался от Порт-Артура и КВЖД, в 1955 г. – от военно-морской базы Порккала-Удд на территории Финляндии и от размещения своих войск в Австрии.

Но если Австрия, как и добивался СССР, провозгласила 26 октября 1955 свой постоянный нейтралитет, то Япония под давлением США уклонилась от подписания Мирного договора на условиях Декларации 1956 года и распространила свои притязания на острова Большой Курильской гряды – Кунашир и Итуруп. А 19 января 1960 г. и вовсе подписала Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях  безопасности между США и Японией. Этот двусторонний договор «подправил» Сан-Францисский мирный договор 1951 года в пользу США. Япония обязалась размещать на своей территории любое количество американских вооруженных сил и защищать их базы в случае нападения.

Договор 1960 г. между США и Японией привел к коренному изменению обстоятельств, существовавших на момент подписания Советско-японской декларации 1956 г. В международном праве такая ситуация именуется rebus sic stantibis и позволяет отступить от принципа обязательного соблюдения достигнутого соглашения. 27 января 1960 г Правительство СССР ожидаемо заявило об отказе от своих намерений передавать какие-либо острова Японии, поскольку подобная нелепость  вела к расширению территории, используемой войсками США против СССР. Для нашей страны тема пересмотра послевоенных границ на Тихом океане была закрыта. Желание дарить что-либо соседу, который уже демонстрирует свою враждебность, ушло.

Отказ от твердой советской позиции произошел с приходом на пост Президента СССР М.С.Горбачева, который в 1991 спланировал  удовлетворить аппетиты японских реваншистов, отступив в последний момент. Он понял, что не получит своему решению парламентского и общественного одобрения в СССР. Тогда Горбачев заложил «дипломатическую мину» под будущее: он заявил от имени СССР в Совместном советско-японском заявлении от 18 апреля 1991 г., что в основе окончательного послевоенного урегулирования будет решение вопроса «о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп».

Более того, Горбачев письменно заверил мировое сообщество, что советская сторона «внесла предложение в ближайшее время осуществить меры по расширению общения между населением Японии и населением названных выше островов, установлению упрощенного, безвизового режима посещения этих островов японскими гражданами. Налаживанию совместной взаимовыгодной хозяйственной деятельности в этом районе и сокращению советского военного контингента, размещенного на этих островах. Японская сторона заявила свое намерение в дальнейшем консультироваться по этим вопросам»[8]. И это при том, что на южных Курилах в тот момент не было ни одного гражданина Японии или этнического японца!

Что стоит за этими документами? В 1956 – глупость недальновидности, а в 1991 — прикрываемая глупостью измена. К счастью, не получившая форму межгосударственного договора.

Как быть современной России?

Территориальный спор  — это спор между государствами по поводу государственной принадлежности определенной территории. Однако, юридическая наука знает и понятие односторонней территориальной претензии со стороны государства, не осуществляющего никаких государственных функций или других соответствующих актов над претендуемой территорией. Претензия признается в международном праве односторонней в трех случаях, когда территория:

1) никогда не принадлежала государству-претенденту, и оно никогда не осуществляло никакого суверенитета над этой территорией;

2) когда-то принадлежала государству-претенденту, но затем вошла в состав территории другого государства, и это было надлежащим образом юридически оформлено;

3) никому в прошлом не принадлежала, а впоследствии была включена в состав определенного государства, и это было надлежащим образом юридически оформлено, то есть территория была приобретена в соответствии с правом того времени, когда этот случай имел место[9].

Ситуация с южными Курилами полностью попадает под второй пункт этой классификации, поскольку переход Южного Сахалина и Курильских о-вов к СССР произошел после безоговорочной капитуляции  Японии и в соответствии с решениями стран Антигитлеровской коалиции. Тех, которые в то же самое время согласовали и предложили миру Устав ООН.

Чтобы доказать, что речь идет о территориальном споре, а не об односторонней претензии, японская сторона пытается доказать, что острова, конечно, попали после войны в состав территории СССР, но это не было надлежащим образом оформлено. Из логики японской стороны следует, что судьба островов может решаться только мирным договором между двумя государствами. Эту логику приняли Н.С.Хрущев и М.С.Горбачев, но она принципиально не верна.

Определение юрисдикции Курильских о-вов произвел Сан-Францисский договор 1951 года, по которому Япония отказалась от всех своих прав на острова. Когда японской стороной изобретается аргумент, что Южные Курилы вовсе и не Курилы, а продолжение Японских островов, демонстративно замалчиваются многие факты, в том числе факты 1945 и 1946 годов.

В Акте о безоговорочной капитуляции Японии от 2 сентября 1945 г. японская сторона приняла условия Декларации, опубликованной 26 июля в Потсдаме, признав в п. 8 Акта: «Власть императора и японского правительства управлять государством будет подчинена верховному командующему союзных держав, который будет предпринимать такие шаги, какие он сочтет необходимыми для осуществления этих условий капитуляции»[10].

Не было и никакой принудительной депортации японцев с Южного Сахалина и Курил! Директивой оккупационной администрации до жителей островов был доведен рескрипт японского Императора Хирохито № 651 от 22 ноября 1945 г. с требованием всем его подданным покинуть места своего проживания и выехать «в районы, являющиеся территорией собственно Японии».

Японское правительство признало и исполнило требование главнокомандующего союзных держав на Тихом океане, который в Директиве № 677 от 29 января 1946 года довел до японского правительства и всеобщего сведения перечень островов, исключенных из государственной территории Японии. В п. 3 «в» перечня были указаны Курильские (Тисима) о-ва, о-ва Хабомаи (Хабомадзе) и Сикотан (Шикотан)[11]. При этом следует помнить, что свои решения оккупационная администрация США принимала без консультации с СССР, Советское правительство даже не информировалось о принимаемых решениях[12]. Генерал Макартур «общался со своими коллегами и подчиненными, а также решал проблемы на манер сёгунов и лорда Керзона одновременно»[13].

Только затем на основании исторических прав России и в соответствии с Потсдамскими договоренностями Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года Южный Сахалин и Курильские острова были включены в состав территории Южно-Сахалинской области Хабаровского края.

14 ноября 2004 г. С.В. Лавров как Министр иностранных дел РФ излишне погорячился, когда заявил, что Россия как правопреемник СССР признаёт Декларацию 1956 существующей и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. К счастью, Япония отклонила такой подход. Никакое успешное урегулирование вопроса не устраивает США, а правящим кругам самой Японии хочется получать всё и сразу.

Президент Российской Федерации Путин В.В. 27 сентября 2005 г. однозначно напомнил, что Южные Курилы «находятся под суверенитетом Российской Федерации, это закреплено международным правом, это результаты Второй мировой войны, и… в этой части мы ничего не собираемся обсуждать»[14].

Недругам России, которые спекулируют на тему неподписания Советским Союзом мирного договора 1951 года с Японией в Сан-Франциско, следует помнить, что в Потсдамской декларации от 26 июня 1945 г. США, Великобритании и Китая (которую СССР тоже не подписывал, а лишь впоследствии к ней присоединился) было заявлено: «Японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые мы укажем»[15].

Полная и безоговорочная капитуляция Японии означала утрату ею в тот момент международной правосубъектности и даже права обсуждать условия послевоенного урегулирования. 70 лет, прошедших после сентября 1945 года, не отменяют факта поражения Японии во Второй мировой войне и её безоговорочной капитуляции.

США, Японии и их партнерам пора выбрать: либо они пригласят Российскую Федерацию присоединиться к мирному договору 1951 г., подписанному в Сан-Франциско, и оформить на его основе свои границы с Японией, либо Россия готовит свой мирный договор с Японией как держава-победитель с государством, безоговорочно капитулировавшим в войне, и не связана при этом договором 1951 года. Будут настаивать – можно денонсировать и Декларацию 1956 года. Для простоты.

Соответствует международному праву и третий путь: тема мирного договора России с Японией должна просто уйти из нашей жизни так же, как в конце 40-х годов ХХ века умерла ранее бурно дискутировавшаяся тема мирного договора государств Антигитлеровской коалиции с Германией[16]. Меняются времена, меняется и повестка дня межгосударственных отношений.

Включение Южного Сахалина, Северных, Средних и Южных Курил (в том числе о-вов Итуруп, Кунашир, Шикотана и группы о-вов Плоские) – в состав современной российской государственной территории законно и справедливо. Существующая ныне линия государственной границы между Российской Федерацией и Японией сложилась политически закономерно и юридически обоснованно.

И было бы правильно учредить в Российской Федерации юбилейную медаль в честь победы нашего народа во Второй мировой войне.

[1] Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879. С. 148.

[2] Бурлацкий Ф.М. Моделирование международных отношений: принципы и предпосылки // Новый мировой порядок и политическая общность. Ежегодник САПН. 1981 год. М.: Политиздат, 1983. С. 27.

[3] Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок: О тенденциях и перспективах международных отношений. М.: Международные отношения, 1981. С. 8.

[4] Цит. по: Славинский Б.Н. Ялтинская конференция и проблема “северных территорий”: Современное документальное переосмысление. М.: Новина, 1996. С.181.

[5] Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сб. док. Том IV. Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (4-11 февраля 1945 г.). М.: Политиздат, 1979. С.273.

[6] Бивор Э. Вторая мировая война: пер. с англ. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. С. 953-954, 964.

[7] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XVII и XVIII. – М.; Госполитиздат, МИД СССР, 1960. – С. 260.

[8] «Правда». 1991, 20 апр.

[9] Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР. М.: Международные отношения, 1985. С. 232.

[10] Акт о безоговорочной капитуляции Японии от 2 сентября 1945 г. // Зиланов В.К., Кошкин А.А., Пдотников А.Ю., Пономарев С.А. Русские Курилы: история и современность. Сб. документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы. Изд. 3. М.: Изд. «Алгоритм». 2015. С. 137.

[11] Зиланов В.К., Кошкин А.А., Пдотников А.Ю., Пономарев С.А. Русские Курилы: история и современность. Сб. документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы. С. 140, 144.

[12] См.: Запись беседы И.В.Сталина с послом США в СССР У.А. Гарриманом о работе Совета министров иностранных дел и по вопросам, относящимся к Японии // Советско-американские отношения. 1945-1948. Под ред. Г.Н. Севостьянова. М.: МФД, 2004. С. 80-82.

[13] Кальвокоресси П. Мировая политика 1945-2000: В 2-х кН. Кн. 1 /Пер. с англ. М.: Международные отношения, 2003. С. 107-108.

[14] www.rbk.ru>rbkfreenews/20050927122312.shtml

[15] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными державами. Выпуск XI. М.: Госполитиздат, 1955. – С. 105.

[16] См, напр.: Советско-американские отношения. 1945-1948. Под ред. Г.Н. Севостьянова. М.: МФД, 2004. С. 572-573.

129 views
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...