Международно-правовые средства борьбы с геноцидом как инструментом человеконенавистнической политики (к 100-летию армянской трагедии)

Международно-правовые средства борьбы с геноцидом как инструментом человеконенавистнической политики

(к 100-летию армянской трагедии)

 

Бабурин С.Н.,

Президент Международной славянской академии наук,

образования, искусств и культуры,

президент Ассоциации юридических вузов,

главный научный сотрудник ИСПИ РАН,

доктор юридических наук, профессор

 

В сегодняшней жизни очевидно, что любое общество стабильно и благополучно, когда оно внутренне гармонично и целостно, когда в нем защищены интересы и большинства, и меньшинства [1]. Это относится и к правам народов, поскольку с ХХ века человечество осознало себя как единое целое [2].

Уроки Лиги Наций позволили сконструировать более эффективную Организацию Объединенных Наций с разветвленной системой органов, обеспечивающих в мире законность и справедливость. Сформировался и механизм международно-правовых и наднациональных средств борьбы с международными преступлениями, прежде всего с геноцидом как самым опасным из них. Процесс формирования шел не просто.

Понадобились вторая Мировая война, Нюрнбергский и Токийский международные военные трибуналы, чтобы мир подошел к созданию такого международно-правового механизма возмездия за посягательства на саму человечность, как Международный уголовный суд (МУС) [3, 4], чтобы были окончательно сформулированы сами составы международных преступлений. При этом Римский статут МУС благодаря детальному описанию составов преступлений и формулировкам общей части до сих пор больше, чем статуты трибуналов ad hoc, соответствует требованиям, вытекающим из принципа законности [5].

Ныне сложилась целостная международно-правовая система борьбы по предотвращению геноцида и наказанию за него, в центре которой стоят Совет Безопасности ООН и учрежденный им МУС. Система включает  как чёткую уголовно-правовую квалификацию самого преступления, так и опирающуюся на принципы и нормы Всеобщей декларации прав человека 1948 года совместную деятельность мирового сообщества против геноцида. На предотвращение геноцида направлена, например, вступившая 10 января 1997 года в силу Конвенция 1994 года об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

В Конвенции,  в частности, подтверждено, что «права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, являются неотъемлемой частью общепризнанных прав человека», что «меньшинства являются неотъемлемой частью общества, в котором они жили и живут, и обогащают его своим трудом, самобытностью и культурой». При этом «принадлежность к национальному меньшинству является вопросом индивидуального выбора заинтересованного лица», и такой выбор «не повлечет за собой каких бы то ни было неблагоприятных последствий для упомянутого лица» [6].

Человечество осознало беспримерность опасности геноцида. Среди четырех типов преступных деяний (деликтов), предусмотренных Римским статутом, первым, до преступлений против человечности, военных преступлений и преступления агрессии, стоит именно геноцид (Ст.  5.1 Статута).

Определение геноцида в Римском статуте идентично определению, данному в Конвенции 1948 года о предупреждении геноцида и наказании за него: это «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, как таковую: а) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую» (ст. 2 Конвенции 1948 года) [7].

В резолюции «Универсальная уголовная юрисдикция в отношении преступления геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений» от 26 августа 2005 г. Институт международного права счел возможным осуществление универсальной юрисдикции в отношении указанных преступлений [8]. Это означает, в том числе, что в отношении геноцида не действуют сроки давности, и что каждое государство имеет право самостоятельно преследовать и наказывать лиц, совершивших геноцид, независимо от места совершения преступления и других обстоятельств.

Геноцид — это не действия свихнувшихся одиночек или экстремистских групп, это сознательная государственная политика. На примере геноцида армян мы видим человеконенавистническую политику правительства младотурок по физическому уничтожению подданных собственного государства по этническому и религиозному принципу. Геноцид армян в тот момент выступил практическим воплощением перехода младотурок от османизма, государствообразующей идеологии Османской империи, к мононациональному тюркизму.

Имперскость османизма, провозглашавшего «равенство и единство» всех народов турецкого государства, стала в своё время мировоззренческим стержнем имевшего место на заре ХХ века среди части мусульман Российской империи пантюркизма. Пантюркизм как культурное и политическое течение, основанное на этнической общности тюркских народов, как процесс включения этих народов и населяемого ими пространства в общетюркское государство, стал внешнеполитической формой османизма.

Именно армянский народ оказался в начале ХХ века живым препятствием на пути выросшего из османизма пантюркистского политического проекта «Дорога в Туран» («Туран Йолу»), поддержанного негласно большевиками, целью которого было объединение тюркоязычного населения Кавказа, Ирана, Крыма, Поволжья и Туркестана. Народы этих территорий должны были отделяться от России или Ирана и входить в новую державу Туран, призванную придти на смену Османской империи [9]. Большевики, побеждая в гражданской войне, в тот период ещё верили в мировую революцию, а потому пошли не только на поддержку младотурок передачей оружия, но даже заключили ужасный для Армении и юга России Карсский мир 1921 года. Впрочем, Александропольский договор 1920 года, подписанный антибольшевистским правительством первой Республики Армении с кемалистским правительством, был ещё более ужасен.

Османизм  как мировоззрение вошел в кризис вместе с Османской империей. Усилиями триумвирата лидеров младотурок – А. Джемаль-паши, М. Талаат-паши и И. Энвер-паши, – которые превратили османизм в насильственную тюркизацию, он утратил свой изначальный смысл, трансформируясь в моноэтнический тюркизм.

В самом турецком обществе под влиянием поражения в первой мировой войне произошел уход от идеи полиэтнической империи, консолидировавшей тюркские и другие подвластные им  народы, к идее мононационального государства – тюркизму Мустафы Кемаля Ататюрка. Движение младотурок, адаптируя проникавшие из Европы либеральные идеи, увидело новое государство не столько исламским, сколько этнически турецким, а потому осознанно пошло на физическое устранение тех подданных Османской империи, которые могли бы тяготеть к России или Греции. Новому турецкому государству не нужны были армяне, ассирийцы или греки, равно как и курды, ему была нужна земля, на которой эти народы жили.

Отсюда и человеконенавистническая политика в отношении армян как главного из порабощенных народов, который успешно противостоял тюркской ассимиляции, сохранял христианство, свою национальную культуру, историческую память, свой особый национальный дух.

У турок, конечно, перед глазами были к тому времени дурные примеры. Британцы уничтожали сипаев, кайзеровская Германия уничтожила в 1904-1907 гг. в Юго-Западной Африке  80% взбунтовавшегося племени гереро и 50% племени нама (готентоттов).  В 1914 году был создан первый концентрационный лагерь на территории самой Европы  – Талергоф (Австро-Венгрия). Туда были депортированы жители Галиции и Буковины, симпатизировавшие или предположительно симпатизировавшие России. Именно здесь стало возможным уничтожение по этническому принципу европейским государством десятков тысяч собственных подданных [10]. Через концлагерь прошло не менее 20 000 чел., только за первую половину 1915 года там было казнено 3800 человек [11]. Имел место акт геноцида галицких русин.

Турецкое государство пошло много дальше. Оно проводило многолетнюю политику геноцида.

Гонения на армян в османской империи продолжались десятилетия, их летопись с 1853 по 1923 год могла бы составить тысячи страниц. И всё же день 24 апреля 1915 года по праву считается особым днем в истории геноцида армян, символом армянской трагедии: именно в этот день начались массовые аресты представителей армянской элиты (духовной, политической, экономической) в столице империи – Константинополе. Политические взгляды лиц, подвергавшихся аресту, были различны и роли не играли, главное – все они этнически были армянами.

Внешне разрозненные аресты видных представителей армянского общества начались в провинциях уже в феврале-марте 1915 г., но именно события 24 апреля и последующих дней перечеркивают все попытки говорить о случайности или эпизодичности репрессий, демонстрируют тот страшный факт, что геноцид армян в 1915-1922 годах был продуманной государственной политикой.

Была предпринята попытка убить по политическим мотивам целый народ. Руководители правительства младотурок и не скрывали намерений ликвидировать армянскую нацию в турецком государстве.

Конечно, достоверных данных о численности погибших армян быть не может (большинство убийств совершались тайно, их следы уничтожались, учета погибших при депортации целенаправленно не велось), по самым сдержанным оценкам исследователей число жертв доходит до 1,5 млн. и более человек [12].

Одним из международных символов геноцида стала резня 1922 года в Смирне (Измире).

Согласно Севрскому мирному договору 1920 года, определившему судьбу проигравшей Османской империи после первой мировой войны, Смирна отходила Греции. Но 9 сентября 1922 года, после военного поражения греческой армии, турецкие войска под командованием генерала Мустафы Кемаля-паши захватили город, в котором помимо местного населения находились сотни тысяч христианских беженцев. Трагедия началась 13 сентября, когда турецкие солдаты под командованием генерала Нуреддин-паши, открыто призывавшего уничтожать армян и греков в Турции, подожгли здания армянского квартала.

Пожар и резня армян и греков продолжались несколько дней.  Это происходило на глазах военного флота Антанты, который стоял в гавани, не вмешиваясь в происходящее. В Смирне погибло 200 000 греков и армян. Число беженцев, которых удалось эвакуировать стараниями американского пастора Дженнингса, его греческих и японских помощников, превысило 400 000 человек. Турецкие солдаты не допускали к эвакуации армянских и греческих мужчин в возрасте 17-50 лет, отправляя их на пожизненное рабство вглубь страны. Вернулись и смогли выбраться из Турции немногие. Город, население которого было на 71% христианским, стал мусульманским.

Определять правых и виноватых в межнациональных конфликтах всегда тяжело. С 1922 года турецкие политики, а с их подачи и многие политики западного мира утверждают, что геноцида в Турции не было, было наказание тех подданных, что изменили Османской империи. Оправдания не основаны на исторических фактах. К сожалению, даже советская историография не избежала упреков в адрес участников армянского национально-освободительного движения, прежде всего бойцов Гнчак и Дашнакцутюн, в провоцировании турецких репрессий [13]. Армяно-турецкие войны и геноцид армян – это совершенно разные события.

На все утверждения, что армяне, применяя силу в своей национально-освободительной борьбе, вынуждали турок-османов идти на уничтожение непокорного населения, следует простой ответ: когда насилие включает физическое уничтожение по национальному или религиозному признаку детей, женщин и стариков, государственная политика становится преступной, она переходит в геноцид. Что было практикой в средневековье, не может быть терпимо в эпоху, претендующую на просвещение и  гуманизм.

Конечно, иногда за заявлениями о предотвращении или пресечении геноцида прячут грубое вмешательство во внутренние дела, даже международную агрессию, как это было при нападении государств НАТО на Югославию в 1999 году. Прикрывались заботой об албанском меньшинстве Косово и Метохии, а на самом деле окончательно рушили единство южных славян и мощь сербской нации [14]. Антисербский фарс продолжила пристрастность Международного трибунала по бывшей Югославии.

Исключения подтверждают правило. Геноцид как политика национальной исключительности и бесчеловечности должен быть искоренен из повседневной жизни современных государств. Как подчеркивал в 2004 г. тогда ещё будущий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, мир, основанный лишь на одной из идеологических моделей, не будет устойчив, не сможет предотвратить новых кровопролитных войн в XXI веке. Чтобы избежать такого развития событий, нужно учитывать национальные и религиозные традиции в процессе приложения международных стандартов к жизни той или иной страны. Чтобы предотвратить грядущие войны, следует создать в мире такие условия, при которых каждый нард получил бы возможность свободно развиваться в рамках собственной религиозной и культурной традиции» [15].

Смысл армянской трагедии 1915 года до сих пор не оценен надлежащим образом. В том числе и поэтому находящиеся у власти в Руанде представители племени хуту смогли истребить в 1994 году в ходе массовой резни 800 000 человек из племени тутси. Впоследствии решениями СБ ООН (резолюции № 955 от 8 ноября 1994 г., № 978 от 27 февраля 1995 г. и № 1165 от 30 апреля 1998 г.) был создан Международный трибунал по Руанде, который был призван не только преследовать виновных в актах геноцида, но и способствовал примирению и восстановлению справедливости и законности в Руанде [16].

Предметом политической борьбы, даже борьбы межцивилизационной, до сих пор является вопрос самого признания геноцида армян. Власти послевоенной Турции судили в 1919 в Константинополе и приговорили заочно к смерти за военные преступления и «уничтожение армянского населения империи» идеологов и организаторов геноцида 1915 года. При этом геноцид продолжился, резня в Смирне была в 1922.

В США лишь 10 штатов из 50 признали факт геноцида армян. В мировом сообществе этот геноцид осудили некоторые государства, в том числе Аргентина, Бельгия, Канада, Ливан, Франция. Есть на эту тему решения Европарламента, резолюция 1987 года Совета Европы. Официальной Турцией факт геноцида отвергается.

Как депутат российского парламента четырех созывов я горжусь тем, что 14 апреля 1995 года мы на своем заседании Постановлением № 694-1 единогласно утвердили официальное заявление Государственной Думы ФС Российской Федерации «Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах», выразив сочувствие армянскому народу и призвав рассматривать 24 апреля как День памяти жертв геноцида. Через год после нас это сделал парламент православной Греции.

На уровне своего высшего органа представительной власти Российская Федерация напомнила, что именно «по инициативе России великие европейские державы ещё в 1915 году квалифицировали действия Турецкой империи в отношении армянского народа как «преступление против человечества», а «физическое уничтожение братского армянского народа на его исторической родине было совершено с целью создания условий для разрушения России» [17]. Как известно, в своих мемуарах, опубликованных в 1946 году, Талаат-паша, один из главных организаторов геноцида армян, признал факт насильственной депортации и уничтожения армян, но мотивировал это исключительно защитой турецких национальных интересов и противодействием «созданию Армянского государства в приграничных с Россией вилайетах».

22 апреля 2005 года, нам довелось вновь единогласно принять новое Заявление российского парламента с осуждение массового убийства 1,5 млн. армян в Турции, произошедшего в 1915 году.  Но, к сожалению, даже в России день 24 апреля до сих пор не внесен в перечень памятных дат.

Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № A|RES 58/234 от 23 декабря 2003 года в связи с десятилетием начала геноцида в Руанде установлен Международный день памяти о геноциде в Руанде. Это достойно. Но нельзя замечать геноцид только в Африке. Он стал возможен, в том числе и потому, что международное сообщество продолжает стыдливо избегать официальной оценки геноцида армянского народа в Турции. Геноцид был реальным инструментом человеконенавистнической внутренней политики тогдашнего турецкого государства.

В целях напоминания грядущим поколениям, для предотвращения повторений геноцида в современной действительности, в связи со столетней годовщиной геноцида армян 1915 года – великой всечеловеческой трагедии, именно 24 апреля следует объявить Всемирным днем памяти жертв геноцида.

 

 

 

  1. Осавелюк А.М. Принцип защиты прав меньшинства как признак правового государства // Европейское измерение.2013. Сб. научн. Тр. М.. 2013. С. 232-243.
  2. Черниченко С.В. Права человека в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2010. № 9. С. 6.
  3. Статут Международного суда ООН / Международное публичное право. Сб. док. /сост. и авт. предисл. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. М., 2009. С. 18.
  4. Колодкин Р.А. О международном уголовном суде // Российский ежегодник международного права. 1996-1997. СПб., 1998. С. 229-234.
  5. См.: Международное право = Volkerrecht / Вольфганг Граф Витцтум [и др. ]. М., 2011. С. 770.
  6. Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам // Российский ежегодник международного права. 1996-1997. СПб., 1998. С. 334-335.
  7. Аналогичная формулировка содержится в ст. 6 МУС, ст. 4 Трибунала по Югославии, ст. 2 Устава Трибунала по Руанде.
  8. Толстых В.Л. Курс международного права: учебник. М., 2009. С. 659.
  9. Гасанова Э.Ю. Идеология буржуазного национализма в Турции. Баку, 1966; Вдовиченко Д.И. Энвер-паша // Вопросы истории. 1997. № 8. С. 43-44.
  10. Ищенко Р.В. Талергоф // Стратегия России. 2015. № 1, январь. С. 77-90.
  11. АВПРИ. Ф. 257, оп. 556, д. 56, л. 6.
  12. http: // www.hayasanews.com/talaat-pasha-1921/
  13. Армянская Советская Социалистическая Республика // Большая советская энциклопедия. Изд. 2. Т. 3. М., 1950. С. 64-64.
  14. См., напр.: Джуретич В. Развал Югославии: основные течения 1918-2003 гг. М., 2003. С. 515-570.
  15. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. М., 2008. С. 77.
  16. Портякова Н. Руанда списала геноцид на Францию // Коммерсантъ. 2008, № 138, 7 авг.
  17. Заявление Государственной Думы ФС Российской Федерации «Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах» от 14 апреля 1995 г. // http: // www.ria/ru/20100305/212370444.html
131 views
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...