Мировой Лад как Русская идея мирового порядка

После провала в начале XXI века модели однополярного мира произошла и трансформация процессов глобализации, ранее выступавшей как унификация мира по североамериканским цивилизационным стандартам. Ныне это разнонаправленный, многоплановый и макромасштабный процесс, «взаимосвязывающий национальные и региональные варианты цивилизации в единую мировую цивилизацию»[1]. В этой связи исключительно важно, каким будет обновляющийся всемирный порядок.

Выдающийся российский государственный деятель и ученый  С.А.Муромцев, отмечая конкретно-историческое содержание правового порядка,  характеризовал его как «совокупность прав, существующих в данное время в данном обществе»[2]. По мнению современного историка мировой политики П. Кальворесси, мировой порядок «слагается из двух главных аспектов: войны и другие вооруженные конфликты и как сократить их число; экономические спады и другие пертурбации и как справиться с ними»[3]. Мне уже не раз приходилось анализировать различные вопросы геополитики[4], поэтому лишь напомню несколько иные основные элементы мирового порядка:

1) определённое государственно-территориальное устройство мира;

2) традиции и принципы межгосударственных отношений;

3) международный правопорядок как систему глобальных общественных отношений, урегулированных правом;

4) исторически обусловленные особенности внешней политики государств — мировых лидеров;

5) степень глобальной экономической интеграции и разделения мира на зоны экономических интересов промышленно более развитых государств;

6) соотношение социальных сил в каждую историческую эпоху как результат взаимодействия государств, международных движений, мирового общественного мнения и международных организаций[5].

Вызовы XXI века значительно превосходят опасности века прошедшего, и потому, что масштабы имеющегося оружия массового поражения, в том числе ядерного, позволяют уничтожить человечество неоднократно, и потому, что человечество всё дальше погружается в пучину духовного кризиса. Как подчеркнул Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, зло, если его не останавливать, «способно постоянно умножаться, и эта эскалация зла может быть остановлена естественным путем только смертью. Поэтому если зло в человеческой цивилизации не будет остановлено, то страшные апокалиптические видения станут реальностью»[6].

После украинского государственного переворота в феврале 2014 года (западные политики называют его революцией, но это дело не меняет) начал нарастать международный хаос, возможно и управляемый. До черты, за которой всеобщая война и погибель, осталось не так уж и далеко. Эффективные и дипломатически выверенные действия России по оказанию в 2015 г. военной помощи Сирии мало что изменили. Хотя и способствовали росту в России патриотических настроений. При этом ученые обоснованно подчеркивают, что запрос «на возрождение России как державы, пользующейся авторитетом и уважением в мире, не сопровождается ростом реваншистских настроений и националистического психоза»[7]. Нет и особой эйфории.

Но что может предложить миру Россия? Что может предложить миру всеславянское братство?

В октябре 1993 г. великий русский писатель В.И. Белов надписал мне словами «во дни скорби и мужества» свою книгу «Лад».  Листая её, понимаешь, необъятность и многозначность уходящего в глубь веков Духа Руси. То, что очерки русского классика о народной эстетике навеки сохранили не только нюансы русской сельской повседневности, её интонации, но и мощную энергетику настоящей достойной жизни, это пусть главный, но не весь смысл книги. В.И. Белов напомнил нам и то, как внутренняя организация быта и всей жизни русского народа, легендарной «Святой Руси», проявляется во вне.

«Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный ещё в пору язычества. Всё, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, – все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству»[8]— писал в конце ХХ века великий русский писатель.

Лад был и остается неотъемлемой частью Русской идеи.

«У меня нет иного желания, кроме восстановления в Европе мира на основах равенства и справедливости»[9]. – говорил российский Император Александр I, освобождая Европу от Наполеона Бонапарта.

Император Александр II в Манифесте 12 апреля 1877 года провозгласил: «Всем нашим любезным верноподданным известно то живое участие, которое Мы всегда принимали в судьбах угнетенного христианского населения Турции. Желание улучшить и обеспечить положение его разделял с нами и весь русский народ, ныне выражающий готовность свою на новые жертвы, для облегчения участи христиан Балканского полуострова… Исчерпав до конца миролюбие наше, Мы вынуждены высокомерным упорством Порты приступить к действиям более решительным. Того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного достоинства… Призывая благословение Божие на доблестные войска наши, Мы повелели им вступить в пределы Турции». И русские пошли освобождать христианские народы Балкан от турецкого ига.

Далее. Император Николай II начал Манифест от 20 июля (1 августа) 1914 г. словами: «Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на судьбу их безучастно. С полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования… Вынужденные, в силу создавшихся условий, принять необходимые меры предосторожности, Мы повелели привести армию и флот на военное положение…»[10]. Россия не объявляла войны, она только заступилась за Сербию, и ей объявили войну Германия и Австро-Венгрия. Началась первая Мировая война.

Нет необходимости напоминать, как началась вторая.

Всё это иллюстрации к вопросу об отражении русских мировоззренческих традиций  во внешней политике России. Ныне они воплощаются в принципиальной линии на международной арене Республики Беларусь и Российской Федерации.

В XХI веке всё много хуже. Не случайно, выступая 25 февраля 2016 г. в Минске по итогам заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии, Президент Российской Федерации В.В. Путин в связи с текущей ситуацией в мировых и региональных делах особо отметил важность эффективной координации совместных усилий Беларуси и России на международной арене, необходимость выступать с единых позиций по острым региональным и глобальным проблемам[11].

Русская идея, выражающая историко-цивилизационное своеобразие русского народа (и беларусов, и великороссов, и украинцев), выступая сакральной характеристикой миссии русского человека, сама по себе проста: жить по Совести во имя Спасения. С человеком голосом его совести говорит Бог. Это относится как к индивидууму, так и к народу в целом. Более того, Русская идея, опираясь на соборность и универсализм, космизм и всеединство, поднимается до вселенского масштаба.

Как совершенно справедливо отмечается в «Основах идеологии белорусского государства», национальная идея является формой существования идеологической доктрины, а сама идеологическая доктрина выступает как мировоззренческая основа идеологии государства в конкретно-исторических условиях[12]. Идеология же государства воплощается и во внутренней, и во внешней политике. Построение мирового порядка, в русском его исполнении, должно идти на принципах справедливости и взаимной ответственности. В мире должен царить лад.

«Когда зло по-змеиному закрадывается между двумя людьми, одни перестают разговаривать, другие начинают говорить обиняками, неискренне, третьи бранятся, — писал в своей книге В.И.Белов. – Следовательно, ругань, брань – это тоже диалог, только злой. Разговор предусматривает искренность и доброту. Он возводится в нравственную обязанность»[13].

Таков русский подход и в международных делах. Принцип «Не нести в мир зла!» принципиален, но не достаточен. Важна альтернатива Злу в международных отношениях. По самой природе Добра это может быть только мир, когда народы будут жить в ладу друг с другом.

Идеалы мирового лада нашли отражение, например, в позициях Пагуошского движения, один из лидеров которого, бывший министр обороны США при президенте Л.Джонсоне, Р.Макнамара, которого я имел честь принимать в Москве, так сформулировал в начале 90-х годов ХХ века цели мирового порядка:

  1. Обеспечение всех государств гарантиями против внешней агрессии.
  2. Кодификация и выработка средств защиты прав национальных меньшинств и этнических групп внутри отдельных государств.
  3. Установление механизма разрешения региональных конфликтов без каких-либо односторонних действий великих держав.
  4. Обязательства великих держав по отказу от военной поддержки конфликтов между другими нациями и конфликтов между оппозиционными партиями внутри тех наций.
  5. Возрастание притока одновременно и технической и финансовой помощи развивающимся странам с тем, чтобы содействовать повышению социальных и экономических условий жизни населения.
  6. Сохранение глобальной окружающей среды в качестве основы существующего развития всех[14].

Именно такие цели мирового порядка понятны и приемлемы, но как их достичь?

Лад между народами – это нечто большее, чем мирное сосуществование, которое обеспечило в ХХ веке баланс между враждебными друг другу социалистическим и капиталистическим лагерями. Мировой лад должен стать основным методом гармоничного соединения элементов мирового порядка и успешного достижения его целей. Мировой лад – это особая созидательная идеология мирового порядка.

Во-первых, лад предполагает целесообразность и правильность в международных отношениях. Они не случайно соотносятся с простотой и прямотой. От правильности рождается и краеугольное понятие русского порядка – слово «право». «Вот и выходит, что право – это все правильное и справедливое в жизни человека, — подчеркивает Т.Л. Миронова. – От него произведено слово правда, а к правде на Руси особое отношение. Правду у нас называют маткой. На правду опирается всякий, кто надеется на Божью помощь: «Не в силе Бог, а в правде»[15].

Отсюда, во-вторых, и то, что основой мирового лада выступает  справедливость во всех её проявлениях и формах. Она же невозможна без взаимного доверия народов и государств. В русской народной традиции не поздороваться при встрече даже с неприятным для тебя человеком было просто немыслимо, а поздоровавшись, нельзя было не остановиться хотя бы на минуту и не обменяться несколькими добрыми словами. В международных отношениях черты русского национального характера, соединяясь с аналогичными чертами других народов, воплощаются в стремлении избегать конфликтов, решать любые спорные вопросы за столом переговоров, дипломатическими путями. Отсюда и позитивное восприятие русским миром империи как союза народов. Ибо и Византийская, и Российская империи, как потом и Советский Союз были содружествами наций[16].

В-третьих, мировой лад может существовать лишь при всеобщем стремлении к совершенству, соединенном с добронравием, высокой духовностью и милосердием. «В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала. Одно из доказательств тому – подчеркивал В.И.Белов, — существование искусства во все времена и у всех народов»[17]. Следует признать и правоту тех экономистов, которые вслед за С.Н. Булгаковым пришли к выводу, что «без веры в Бога и бессмертия души, вне религиозного и этического начала рыночная система не только неполноценна, но и в принципе несостоятельна»[18].

И, наконец, в-четвертых. Мировой лад позволяет каждому народу видеть и признавать красоту и гармонию как в своей жизни, так и в национальных особенностях жизненного уклада любого другого народа. Осмысление многовековых традиций народного труда и быта, «опыт людей, которые жили до нас», помогающих создавать будущее. «Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человек»[19]. — писал В.И. Белов.

И духовная крепость народа Республики Беларусь – прямое тому доказательство!

С полным на то основанием следует отметить, что последовательная внешнеполитическая позиция Республики Беларусь позволила ей создать в последние годы в Минске универсальную миротворческую площадку для международных переговоров. Как сформулировал основу этого процесса Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, стратегическая цель белорусской внешней политики – это «создание оптимального баланса наших интересов между различными центрами силы, выстраивание равноправного взаимодействия со всеми ведущими игроками на международной арене»[20]. Это и есть стремление к мировому ладу. Это и есть наша общая альтернатива чьей-либо борьбе за мировое господство.

И да поможет всем нам в таком стремлении Бог!

 

Выступление 11 марта 2016 г. в Минске,

Республика Беларусь, на Международной

научно-практической конференции

«Мировой лад – противовес мировому господству!»

 

 

 

 

[1] Гостев Р.Г., Провадкин Г.Г., Гостева С.Р. Время Русь собирать! Российская цивилизация в глобализированном мире XXI века. – М.: Еврошкола, 2007. – С. 34.

[2] Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879. С. 148.

[3] Кальворесси П. Мировая политика 1945-2000: В 2-х кн. Кн. 1 / Пер. с англ. – М.: Междунар. отношения, 2003. –  С. 172.

[4] Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы.- М.: Изд. МГУ, 1997; Территориальные режимы и территориальные споры (государственно-правовые проблемы). М.: ИСПИ РАН, 2001; Мир империй: территория государства и мировой порядок. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010; Государствоведение: научные труды. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010; Современный русский консерватизм: Борьба за государство и Русскую идею: научные труды. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010; Бабурин С.Н., Урсул А.Д. Политика устойчивого развития и государственно-правовой процесс. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010; Бабурин С.Н., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015 и др.

 

[5] Подробнее см.: Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. С. 677-678.

[6] Высказывания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по церковным, государственным и социальным вопросам // Православный ежегодник на 2012 год. М., 2011, 12 нояб..

[7] Горшков М.К., Петухов В.В. Внешнеполитические ориентации россиян на новом переломе // ПОЛИС. Политические исследования. – 2015. № 2. – С. 13-14.

[8] Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. 2 изд., переработ. М.: «Молодая гвардия», 1989. – С. 5.

[9] Александр I // Слова, которые имменили мир. – М: Манн, Иванов и Фарбер, 2015. – С. 42.

[10] Император Николай II. Высочайший Манифест от 20 июля 1914 г. об объявлении состояния войны России с Австро-Венгрией // Мировые войны ХХ века: В 4 кн. Кн. 2: Первая мировая война: Док. и материалы / Отв. ред. В.К. Шацилло. – М.: Наука, 2002. — С. 92-93.

[11] Путин В.В. Заявление для прессы по итогам заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии 25 февраля 2016 г. // http://www/kremlin.ru (7.03.2016)

[12] Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – С. 21.

[13] Белов В.И. Лад. С. 316.

[14] McNamara R. The Changing Nature of Global Security and Its Impact on South Africa. Address To the Indian Defense Policy Forum. New Delhi, 20 Nowember, 1992 (Washington D. C., December, 1992). H. 3-4.

[15] Миронова Т.Л. Броня генетической памяти. – М.: Алгоритм, 2014. – С. 104.

[16] См., напр.: Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов / Пер. с англ. – М.: Янус-К, 1998.

[17] Белов В.И. Указ. соч. С. 281.

[18] Ветошкин А.П., Каратеева Н.А., Миняйло А.М. Духовно-нравственная экономика. – Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2008. – С. 22.

[19] Белов В.И. Указ.соч. С. 181.

[20] Лукашенко А.Г. Мир и развитие. Выступление Президента при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, 2015, 29 апр. // http://www.president.gov.by (7.03.2016)

40 views
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...