Искорежено образование

К каким движемся стандартам?

Cлово с трибуны Госдумы

 

Спросим же себя, почему советский десятиклассник смог выиграть войну, а наше образование стало образованием Победы? Вот некоторые причины.

Первое. Стратегический, а не бухгалтерский подход к финансированию образования. Власть в СССР уже в 30-е гг. понимала, что образование – это не бремя государства, как любят говорить современные системные либералы, а инвестиции в будущее. Только во второй пятилетке расходы на школу увеличились в три с половиной раза, после войны они составляли 10–12 процентов от валового внутреннего продукта, в 70-м, по данным Мирового банка, 7%, сейчас 4%, по данным Высшей школы экономики, это предпоследнее место среди развитых стран. В 1943–1944 гг., во время войны, создаются две новые академии: педагогических наук и медицинских наук. Война в разгаре, а власть думает о будущем нации. Это доказательство стратегического подхода к образованию.

Второе. Образование для всех. Всеобщее, массовое образование равных возможностей. Только во второй пятилетке было построено около 19 тыс. школ, из них 15 тыс. на селе. В 1941 г. 95% российских комбатов Красной армии имели среднее образование. Вот вам тот самый десятиклассник, о котором говорил Александр Зиновьев.

А что в послесоветское время?

В 90-х годах закрыта 1 тыс. школ, в 2000-х до 2014 г. было еще закрыто 24 тыс. школ плюс тысяча вечерних. Некоторые говорят, что происходит ликвидация грамотности. Два министра в этом зале – Дмитрий Ливанов и Игорь Слюняев – призывали остановить ликвидацию сельских школ. Не помогает. За 2014 г., по данным Счетной палаты, закрыто еще почти 600 школ и реорганизовано около 2 тысяч.

Коллеги, куда мы движемся?

Третье. Массовое эгалитарное, профессиональное и высшее образование. Только в 30-е годы создано 832 вуза. Их выпускники не только подняли промышленность и оборону, но и воспитали того самого десятиклассника, который выиграл войну.

Теперь откроем утвержденную концепцию федеральной целевой программы «Развитие образования на 2016–2020 гг.» и прочитаем. Мы должны за это время закрыть 40% вузов и 80% филиалов. В России, к сожалению, есть вузы, которые нужно закрывать. Но хочу спросить: с какого потолка и при помощи какого пальца взяты эти показатели? Кто считал последствия? Разве непонятно, что когда закрывали сельскую школу, умирала деревня?! Когда будут закрывать все подряд филиалы, будут умирать малые города, молодежь будет уезжать.

Четвертое. Фундаментальность образования. Советская школа 30-х во многом повторяла царскую гимназию, только вместо древних языков были введены естественные, математические науки, были воспитаны инженеры, артиллеристы, пулеметчики, танкисты и летчики.

Напоминаю всем комитетам Госдумы, в том числе по промышленности, по безопасности и по обороне.

 

 

  • Новый образовательный стандарт, который вступает в силу с 2020 г., допускает возможность не изучать ни физику, ни химию, ни биологию. Кто будет создавать шестой технологический уклад, кто будет обеспечивать оборонную безопасность страны? Пока не поздно, ситуацию надо исправлять.

 

Олег СМОЛИН

 

Лишили права по умолчанию

 

В 1993 году почти никто не заметил, что новая Конституция, заменив «всеобщее обязательное среднее» на «основное общее» (ст. 43.2), отобрала у российской молодежи два года обязательной учебы. И уж совсем никто не обратил внимания на «скромное» утверждение пункта 4 этой же статьи: «Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования». Иначе говоря, если вы произвели на свет чадо, то обеспечивайте его не только пищей, одеждой, но и образованием. А государству, обществу, народу судьба отдельной особи безразлична.

Конечно, никто и никогда не снимет с родителей естественной заботы о детях. Но возложить на родителей ответственность за наше завтра?!

  • Не надо быть политологом, чтобы понять – отказ от народного образования непременно ведет к образованию клановому, сословному, классовому, к тем самым «различным формам образования и самообразования», которые кем-то поддерживаются. Кем? Сами знаете…

Приведу цитату. «Пусть не вздумает какой-нибудь школьный деятель вдруг провозгласить обязательное обучение народов. Если русские, украинцы, киргизы и т.д. научатся читать и писать, то это нам может лишь повредить. Ибо подобные навыки дали бы возможность самым способным из них получить определенные знания в области истории и, следовательно, прийти к размышлениям политического свойства, острие которых было бы неизбежно направлено против нас. Было бы разумнее установить в каждой деревне громкоговоритель, чтобы таким путем информировать людей о новостях и дать им пищу для разговоров; это лучше, чем допустить их к самостоятельному изучению политических, научных и т.п. сведений. В остальном будет совершенно достаточно, если ненемецкое население, например украинцы, научится немного читать и писать по-немецки. Обу­чение арифметике и т.п. излишне. Ни в коем случае не следует допускать ненемецкое население к высшему образованию. Если мы впадем в подобную ошибку, то сами окажемся виновниками нарастающего сопротивления нашему господству. Впрочем, школы им нужно оставить, взимая плату за обучение. Только в них не должно быть никакого обучения, кроме как пониманию дорожно-транспортных знаков. Преподавание географии должно ограничиваться в общих чертах сведениями типа: «Столица империи – Берлин»…

«Эк куда хватил!.. Вспомнил Гитлера…» Недавно один из наших видных публицистов, обладатель многочисленных титулов и званий, а также паспортов, вел на телевидении нечто вроде круглого стола, посвященного сегодняшней нашей школе, ее прошлому и ее будущему. Меня потрясло во всей этой передаче вовсе не осовременивание позиций Гитлера и Розенберга, а то, что в большой аудитории не нашлось никого, кто посмел бы возразить «новейшим взглядам» .

 

Лев ПИЧУРИН, депутат Томского заксобрания

 

Оригинал статьи на Советская Россия

14 views
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...